Большинство водителей не задумываются о том, как проходит утилизация автомобильных шин. При этом количество таких отходов в стране очень велико. Если резина приходит в негодность, ее выбрасывают вместе с обычным мусором либо пытаются как-то применить в доме, на приусадебном участке. Но покрышки — габаритные, не разлагаются в земле, и проблема на самом деле очень серьезная. Сжигать их тоже нельзя: дым, который выделяется при горении, насыщен вредными химическими компонентами и канцерогенами. Законодательно процесс утилизации никак не регулирован. Но есть компании, которые используют старые автомобильные покрышки как вторсырье — например, для изготовления различных материалов.
Раньше широко было распространено "народное творчество". Из старых покрышек делали качели и целые спортивные снаряды, на них плавали, их вкапывали на детских площадках или вместо лавочек. Еще из них часто делали садовые скульптуры — лебедей, поросят. Ими ограждали клумбы и искусственные прудики.
Поскольку покрышки выполнены из резины, относительно мягкой и пружинящей, их можно использовать для ограждений и создания защитных барьеров. Например, шины часто встречаются на трассах для картинга. Еще ими можно обмотать фонарные столбы вдоль городской дороги — если в каком-то месте часто происходят ДТП.
Правильная утилизация старых шин — это, конечно же, переработка. Желательно использовать надежные вместительные контейнеры для сбора, а затем обеспечивать их транспортировку не на полигон с отходами, а на предприятие (например, по производству резиновых покрышек). Компания "Бункер" реализует контейнеры разной вместительности, и вы без труда сможете организовать точку сбора.
В европейских странах по-разному решают вопрос с утилизацией покрышек. Например, в Норвегии, Швейцарии и Финляндии успешно утилизируют (перерабатывают) практически 100% покрышек. Резина из автомобильных шин обычно перерабатывается в крошку. И уже этот сырьевой компонент может активно использоваться для разных задач, например:
В некоторых случаях получают даже сырье для топки промышленных печей в виде особых резиновых лент.
Есть технологии, позволяющие безопасно сжигать старые шины, то есть без выделения большого количества вредных веществ. Для этого используют метод высокотемпературного пиролиза.
В России были планы введения утилизационного сбора за замену покрышек. Дополнительно развиваются технологии переработки и производственные площадки.